От плана к бизнесу или о том, с чего начинаются «золотые горы»

Думаю, всем нам, честным гражданам, всегда было интересно, с чего же начинается удачный бизнес, который приносит своим владельцам «золотые горы», а конкурентов душит «жабой зависти». Я не есть исключение, а значит, решила разобраться, с чего же начинается построение капитала. Как только начала свое исследование, как сразу мне вспомнилась школа и законы написания творческих работ, которые, по сути, сводились к одному – правильному написанию плана работы. Так вот, мои дорогие и любознательные читатели, в бизнесе точно также: есть план – действуй, а нет – так и поддержки от спонсоров и друзей не жди.

Прочитав некое количество «умных» статей о бизнес-планах, пересмотрев множество примеров все тех же планов, решила, что такую информацию следует попытаться изложить и мне, но в форме доступной, а не для «посвященных» в научную и бизнес-терминологию. Хотя, конечно, с терминами типа «предприниматель, целевая аудитория, капитал, маркетинг» все же нужно быть знакомыми для более четкого понимания сути вопроса.
Начнем с того, что бизнес-план – это некий документ, в котором будущий бизнесмен коротко, чётко и доступно излагает условия, цели, особенности и преимущества в создании «своего дела». Думаю, что самый простой пример бизнес-плана вы и сами уже неоднократно писали – расчет бюджета на месяц. Да-да, именно умение планировать бюджет – это и есть основа для понимания принципов создания успешного бизнес-плана, а в дальнейшем и реализации самого бизнес-проекта.

Как и в семейном бюджете, в бизнес-плане предприниматель оценивает ресурсы, необходимые для достижения целей (желаний), слабые и сильные стороны своего бизнеса в конкурентной среде (цена-качество, цена-место расположение и под.). Надеюсь, что некий ассоциативный образ у вас сложился, поскольку ниже предоставлю более серьезную информацию, без понимания которой, увы и ах, написание удачного бизнес-плана не есть возможным.
Для чего нужен бизнес-план.

И так, важно понимать, что бизнес-план выполняет две важнейшие функции: внешнюю – ознакомить «нужных» людей с основными аспектами реализации предпринимательской идеи; внутреннюю (важную для жизнеспособности самого бизнеса) – продемонстрировать механизм самоорганизации, т.е. показать систему управления реализацией бизнес-проекта. Другими словами, вы должны переубедить не только в гениальности и актуальности идеи, но и показать, что знаете пути достижения поставленной цели. Для кого создаётся бизнес-план.

Этот документ разрабатывается, как уже писала выше, для «нужных» людей, к которым относятся:

кредиторы (оценить степень риска проекта, уровень качества управления); инвесторы (заинтересовать их в спонсировании проекта); менеджеры, рабочие (осознать идеи и практически воплотить их в жизнь); мы сами, как разработчики бизнес-плана (точно и беспристрастно оценить возможности и перспективы, четко установить цели и задачи, определить уровень своих возможностей и потребности в капиталовложениях «со стороны»)

Здесь следует помнить, что бизнес-план рассматривается как инструмент привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Внешние инвесторы и кредиторы никогда не будут вкладывать деньги в бизнес, если не ознакомятся с тщательно подготовленным бизнес-планом. Это абсолютно логично объясняется, поскольку наличие бизнес-плана свидетельствует об обоснованности, даёт возможность оценить различные аспекты деятельности предприятия (сбыт, организация, управление), выявить уже существующие проблемы и предусмотреть будущее развитие бизнеса. Более того, хорошо составленный бизнес-план является существенным фактором длительного выживания предприятия и его прибыльности.

Из чего состоит бизнес-план.

Прежде стоит обозначить узловые моменты бизнес-планирования, которые заключаются в оценке:

возможности, необходимости и объема выпуска продукции или услуг; потенциальных потребителей; конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках своего сегмента рынка (соотношение цены, качества, популярности, новизны, места расположения и под.); показателей различных видов эффективности (коммерческой , региональной , бюджетной) достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи и возможных источников финансирования.

Когда мы уже понимаем для чего и для кого создается бизнес-план, то можно переходить и от теории к практике. И так, этот документ должен включать следующие разделы:

Резюме (описание самой идеи): краткий обзор бизнес-проекта, его ключевых и важных составляющих; Сфера реализации идеи (отрасль), форма и ее продукция: текущая ситуация и тенденции развития отрасли, описание продукта, стратегия фирмы, права собственности. Исследование рынка: характеристика рынка продукта, целевой рынок бизнеса, местонахождение фирмы, оценка влияния факторов. Маркетинг-план: стратегия маркетинга, ожидаемая прибыль. Производственный план: основные производственные операции, машины и оборудование, помещения, сырье, материалы, комплектующие изделия и под. Организационный план: форма организации бизнеса, потребность в персонале, владельцы бизнеса, кадровая политика. Финансовый план: прибыль и убытки, план движения наличности и др. Оценка рисков: типы возможных рисков, способы реагирования на угрозы для бизнеса.

Как видим, чтобы начать свой бизнес, нужно не только иметь начальный капитал и гениальную идею, но и упорство, и аналитический ум для удачного старта.
Надеюсь, что предоставленная информация будет вам полезной, потому что лично мне эти знания внушили некое уважение и даже восхищение теми людьми, которых мы называем бизнесменами.